вторник, 24 мая 2011 г.

4. Страна Басков


Живя в Испании (да и за ее пределами), постоянное приходится слышать упоминания об ЕТА, Батасуне, имена основоположников баскского национализма… В чем же суть баскского конфликта, каковы его истоки и основные исторические вехи?

Бискаец с элегантной походкой
Все началось в конце XIX века, когда Сабино Арана, будущий основатель Баскской Националистической партии (PNV), ныне – ведущей политической силы в Стране Басков, решил взрастить семя баскского национализма в Испании. В то время главный идеолог «баскской идеи» изучал юриспруденцию в Барселоне, где в очередной раз вовсю возрождался каталонский национализм. Проникнувшись его «плодотворными» идеями, Арана задумал создать похожее националистическое движение в Стране Басков, посчитав, что баски ничем не хуже каталонцев.
Пропагандируя свои идеи, Арана не стеснялся использовать самые грубые оскорбления в адрес других народов, населяющих Испанию, в первую очередь – так называемых «кастильцев», носителей «чистого» испанского языка, населяющих центральные районы страны.
С самого начала своей политической карьеры один из своих самых весомых аргументов Арана выражал примерно так: «Испанец еще ходил со сгорбленной спиной и на полусогнутых ногах, когда бискаец (житель провинции Бискайя) уже обладал элегантной походкой и благородными чертами лица».
 Отец баскского национализма Сабино Арана
После того, как человечество узнало о сущестовании резус-фактора, один из последователей Араны, занимавший важный пост в PNV, немедленно объявил на одном из митингов, что баски выгодно отличаются от испанцев тем, что среди них процент обладателей крови с отрицательным резус-фактором значительно выше, чем у всех остальных жителей Испании.
Начиная с этих первых попыток Сабины Араны и его последователей убедить бискайцев в их безусловном превосходстве над остальными и вплоть до начала Гражданской войны в Испании, националисты отчаянно пытались переписать в умах своих земляков историю Страны Басков. Так уж получилось, что в мировой истории Страна Басков никогда не являлась независимым государством. А потому никто никогда не заставлял басков входить в состав испанской нации.
После того, как победителем в Гражданской войне оказался Франко, ратовавший за единую и неделимую Испанию и единую нацию, населяющую страну, баскские националисты наравне с коммунистами и социалистами стали пользоваться симпатиями в демократических странах, в которых они получили определенную поддержку своей борьбы. Но во время Второй мировой войны и послевоенной разрухи этим странам стало не до вмешательств во внутренние дела Испании. В связи с этим PNV начала стремительно утрачивать свои позиции, поскольку самостоятельно, без внешней поддержки, была не в состоянии переубедить большинство басков, совсем не плохо себя чуствовавших в единой Испании. Аргументы об элегантности походки и резус-факторе крови исчерпали себя.

Первая кровь
31 июля 1959 года образовывается EТА (Euskadi ta Askatasuna, Баскония и Свобода). Эта крохотная поначалу организация вскоре объявила себя выразителем самого откровенного и радикального национализма, а в качестве конечной своей цели определила независимость Страны Басков, не принимая при этом во внимание того факта, что большинство басков вовсе этого не желали.
Вначале «борцы за свободу» ограничивались изданием и распространением пропагандистских листовок и буклектов, с помощью которых надеялись переубедить массы и привлечь их к своей борьбе. Убедившись, однако, что пропаганда практически не действует, члены группировки без колебаний перешли к более радикальным способам убеждения.
Первая из кровавых акций ETA произошла на железнодородной станции Амара в Сан-Себастьяне. Именно там, в зале таможенного контроля, была заложена бомба, от взрыва которой 28 июня 1960 года погибла Мария Бегонья Уррос Ибаррола, полуторагодовалая «чистокровная» баскская девочка, ради счастья и будущей независимости которой ЕТА и совершила свое первое кровавое преступление.
Эускади
Вскоре после теракта в Сан-Себастьяне, унесшего жизнь Бегоньи Уррос Ибарролы, возник термин «вооруженная борьба», который был закреплен в решениях первой ассамблеи ЕТА. Она состоялась в мае 1962 года в бенедиктинском монастыре во французском городке Беллок.
На той же ассамблее было подтверждено, что Эускади – земля, которую предстояло «освободить» - расположена на территории Испании и Франции. Эта вымышленная «страна» состоит из семи «herrialdes» (провинций). От Испании чести составить так называемую Hegoalde (Южная Эускади) были удостоены Бискайя, Гипускоа, Алава и Наварра. В свою очередь от Франции сформировать Iparralde (Северную Эускади) должны маленькие провинции Лабур (Лапурди), Суль (Субероа), Басс-Наварра (Бехенафарроа).

Кровавая статистика
За 1968-1984 годы от рук террористов ЕТА погибло 428 человек, 650 было ранено, 56 - похищено. К 1991 году, за 23 года «борьбы за светлое будущее басков»,- погибло более 700 человек. Данные на 2007 год - убито 817 человек, из них 478 – военные и представители правоохранительных органов, остальные – гражданские лица.
1986 стал стал пиком террора в связи с выдачей французами террористов-эмигрантов Испании. За первую половину 1986 года в Мадриде было произведено 20 терактов, в которых погибло 28 человек. Самым кровавым оказался день 14 июля 1986 года, когда от взрыва радиобомбы погибло 11 человек и еще 56 было ранено.
16 сентября 1998 года ЕТА объявила бессрочное «перемирие». Одновременно партия Herri Batasuna, полностью дисредировавшая себя, зарегистрировалась под новым названием Euskal Herritarrok, чтобы получить возможность участвовать в автономных выборах в Стране Басков 25 октября того же года. 
После выборов, на которых за баскские националистические партии PNV и Eusko Alkartasuna проголосовало всего 37% избирателей, эти партии, а также компартия и Euskal Herritarrok подписали пакт, создав таким образом единый фронт борьбы за право Страны Басков на самоопределение. Таким образом, легальные демократические партии вступили в союз с Батасуной – надводной частью ЕТА, партией, которая ни разу не осудила ни один кровавый теракт.
Хосе Антонио Агирре (1904-1960), президент Страны Басков в период Гражданской войны: «Мы, ощущающие себя исключительно басками, находимся под менее развитым народом - испанцами». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий